об "ихних" и "наших" иконах: было - стало
May. 6th, 2015 07:57 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Эти две картинки я нарочно взяла у френдессы, хотя у меня и своих на ту же тему завались.
На первой картинке видно икону восточной стилистики, находящуюся в католическом храме уже более ста лет, в данном случае - с 1879 г.
На второй картинке
видно икону восточной стилистики, поставленную в католическом храме совсем недавно.
Теперь почувствуем разницу, по пунктам. Болдом про первую, неболдом про вторую.
Икона качественная, крепких профессиональных писем – косорукая деревенская мазня (вариант – ещё более косорукая мазня парижской школы, или купленный в Греции ширпотребный тканый коврик с Пантократором либо Троицей).
Икона поставлена на высоком почетном месте, является частью стационарного убранства храма – икона воткнута сбоку припека, на мольбертике, как временное украшение типа букета или декоративной инсталляции.
Икона поставлена так, что перед ней удобно молиться и ставить свечи, вокруг нее видны вотивные таблички в благодарность за чудотворения, словом – она на равных правах с любым образом в храме, выполненным в традициях западной стилистики, будь то в технике живописи, рельефа или круглой скульптуры – икона стоит так, что молиться перед ней и в голову не придет: отворочена от алтаря, на уровне не глаз зрителя, а в лучшем случае его пупка, чтобы каждый видел: изображения резного ретабло суть наши чтимые образа, а эта доска на мольберте – дань моде на экуменизм. Про свечи и тем более вотивные приношения я уж молчу.
Повторяю – фотографии фиксируют не случайные, а стандартные ситуации. В храмах Европы можно найти десятки сюжетов первого типа (равное со «своими» католическими образами почитание «чужих» икон восточного письма, стационарно установленных в храмах столетие назад или ранее того) и многие сотни сюжетов второго типа (оскорбительное, нелепое, унизительное экспонирование «чужой» отборной дряни или «чужого» дешевого ширпотреба рядом со «своим» качественным и торжественным).
Что же произошло за отчетное столетие? Что сломалось-то?
Ясно что произошло. Гимназист-недоучка, неудачливый красноармеец, эмигрант-чернорабочий Леонид Успенский, подловив волну любопытства к загадочной стране России, объяснил всей Европе, что:
- «у них» - не иконы. Иконы – только «у нас».
- фсясила наших святых икон – не в какой-то там падшей красоте, а в том, что они настоящие иконы.
И да, в свое время Европа на это повелась. Железный занавес же. Повелась, крыть нечем. Даже и по сей день престарелые маргиналы трясут «Богословием иконы Православной Церкви» (имеется в виду изданная в 1960 г. книжка под примерно таким названием) и впаривают лохам свои бандитские иконописные стажи и свою кривую богохульную мазню. Но в целом туман рассеялся, как видно на втором фото. Католики вполне отчетливо определились с нишей для этой кривой мазни и этого дебильного «богословия».
Надо ли мне добавлять, что для ширнармасс католического Запада эта засовываемая ими в пыльный экуменический угол кривая мазня и это дебильное богословие = православию? И, главное, что они имеют полное право ставить такой знак равенства? Мы же их пока ничему другому не научили.