о наших добродетелях (virtutibus nostris)
Mar. 11th, 2016 12:32 pmЗимой 1988 года я как-то стояла с чуть более чем годовалым френдом Минамотой в очереди за едой. В коломяжском райпродмаге стояла (был тогда в Питере такой островок России всего в четверти часа пешком от метро «Пионерская». Там даже и керосиновая будка рядом находилась). Стояла час, больше, ну, как все тогда. Минамото вел себя джентльменом, строил всем глазки, не скандалил, на шее у меня не висел, бодро и отзывчиво слушал стишки и сказки в моем исполнении, и вообще мы с ним выглядели просто иконкой перестроечной интеллигентной мамы с ребенком.
Стоявшая за нами женщина долго тихо умилялась, а потом решила сказать мне приятное.
- Вашему мальчику будет хорошо в яслях, - сказала она наконец.
- ??! – обезвалдела я. (тем более что никаких яслей для Минамоты я не проектировала, и они действительно его миновали).
- Я смотрю, он у вас до ветру (на самом деле дама употребила более прямой оборот) не просится и не просится. Терпеливый, сталбыть. В яслях, сталбыть, ему хорошо будет. Не будет с мокрой жопой ходить.
Я хотела ответить гражданке «угу, а ещё ему на лесоповале будет авантажно», но передумала, побоялась, что ей тоже придется слишком многое объяснять. Поэтому я просто улыбнулась и покивала головой.
Но обиделась!
Я и сейчас бы обиделась. Если бы меня или кого-то из моих друзей и близких похвалили за то, за что похвалили Минамоту. За морозоустойчивость и стрессоустойчивость (по ссылке, сорри, видно не всем). Я, конечно, не только про «до ветру», я вообще о способности терпеть то, чего в норме не надо бы терпеть, будь то обстояния внешние или внутренние, от природы или от людей.
Потому что такая похвала 1)предполагает, что чел неминуемо попадет в условия, где ему придется терпеть то, чего терпеть не надо бы, 2)что ему в этих условиях будет легче, чем другим, не столь крепковыйным и толстокожим, и он там выживет по Дарвину, даже если другие сдохнут.
Тоже мне заслуга.