oy_kto_eto: (естьженщиныврусскихселеньях)

Я ещё подумаю, как объяснить феномен, а пока просто фиксация для памяти –

Вот маньеризм-то наш, червь-паразит этот, в 16 в. поразивший христианское искусство с небывалой доселе мощью (напоминаю – маньеризм как разложение стиля, любого стиля, всегда возможен, чуть случится где застой и духовный тупик, сразу эта гниль нападает, но именно 16 в. знаменит маньеризмом par excellence, потому что накопленные к этому времени  стилистические сокровища христианства были очень уж, небывало! огромны) -

вот этот маньеризм 16 в., махровый жирно-мясистый цветок на пороге загнивания, – насколько по-разному он себя вел на Востоке и на Западе! (на Восток он, правда, пришел несколько позже, но душистей от этого не стал).

http://i1209.photobucket.com/albums/cc391/kurdjukova/BRUXELLES%20MUSEES/20.jpg

 

oy_kto_eto: (Default)

Вот бывает – при первом, беглом и невнимательном взгляде на предмет он опознается как нечто совсем иное, ему не тождественное или даже противоположное, и только страшно удивившись и не поверив глазам своим, распознаешь с некоторым усилием, чтО это на самом деле.

Например, из недавнего – идет навстречу мне группа молодых людей, и атаман их держит перед собою подкладное судно геральдических цветов национального флага. Черно-золото-червлено-полосатое. Я обезвалдела сильно, хотела уж в полицию бечь заявлять, как вдруг увидела, что всё наоборот! Парень оказался не анархистом, а патриотом! Судно на самом деле было шляпою. Глядя на неё с изнанки, поля я приняла за откосы мисочки, а тулью – за дырку.

Или вот ещё. В трамвае стоит мужчина средиземноморского вида и непринужденно помахивает большой такой иконой софринской выпечки. Держит ее за угол у бедра и похлопывает себя по брючине. Я зажмурилась, протерла очи -

!! )

 

oy_kto_eto: (Default)
Зачем, спрашивается, вообще нам сдались импрессионисты, когда можно просто выйти в сад?



выйти )

oy_kto_eto: (Default)
Двоечники штурмуют тему узлов и бантиков, страшно сложную. По воображению, из головы рисуют узлы с бантами.
Бантики у них не хотят завязываться, натягиваться, обнимать и обжимать, вытарчивать и топорщиться.
Бантики у них похожи на стопки оладий, на пучки макарон, на битву пауков в банке.
Двоечники похожи на молодых матросов, завязывающих свой первый десяток морских узлов.
По просьбе их вешаю нарисованное для их назидания на уроке, в три притопа три прихлопа.



два, три. И котик. )
oy_kto_eto: (софонисба)

Очень милая подборочка этюдов времен оттепели и застоя, и с очень справедливым замечанием, что  - «культура этой живописи сегодня не то чтобы утрачена. Изменилось её предназначение, задачи. Извлечённая из сугубо индивидуального, интимного процесса творчества, она по преимуществу превратилась в товар со всеми вытекающими для этого жанра последствиями. Эффектна, но не греет - так можно сказать о большинстве вполне мастеровитых работах современных художников, эксплуатирующих этот жанр».


Я бы добавила, что «культура этой живописи» есть не что иное как дух раннего, честного ещё, импрессионизма. Того западноевропейского импрессионизма 70-х , в смысле 1870-х, когда он ещё не задембелевал и не оторвался от предмета изображения в пользу отвлеченных игр цвета и текстуры.

 

 

oy_kto_eto: (естьженщиныврусскихселеньях)

Нравственно-катехизаторские книжки всех времен и народов абажаю. Даже если они насквозь лубочные. В лубочных-то и вычитываются между строк и границы допустимого в обществе зла, и потолок вообразимого в обществе добра.

 

 

 

oy_kto_eto: (софонисба)

По случаю моих именин - Можно, я ещё раз о том же? Даже подробней прежнего, а то все время оказывается, что любимые френды не поняли-недопоняли.

Так вот, стандартная схема известных событий столетней давности и далее до наших дней, схема, которая по умолчанию держится в сознании православных и агностиков, выглядит примерно так:

Российская империя, которая была = Русской Православной Церкви, в один некий момент вдруг взяла и разделилась на... Церковь и не-церковь. Как бы часть верных ударилась оземь и обернулась неверными. И они передрались между собою, верные с неверными. И безбожники одолели. А христиан кого перебили, кого загнали в подполье. И все мы (или они, они-безбожники) стали жить дальше уж не в виде Российской империи = РПЦ, но в виде СССР = безбожному и антихристианскому обществу. И потом в один некий момент эти безбожники вдруг опять взяли и разделились на... безбожников и христиан: часть безбожников ударилась оземь и обернулась христианами. И теперь у нас есть Россия, которая, мож, и не так = РПЦ, как хотелось бы, но уже наверняка не = безбожному и антихристианскому обществу.

Вот такая по-умолчанию-картинка.

Интересно, что даже и у самого! о. Георгия Митрофанова! в голове картинка примерно такая же. Но он хотя бы признаётся, что и сам не понимает, как, как! Такой парадокс невозможный мог произойти! Даже два парадокса, сперва в одну сторону парадокс, потом в обратную – как?!

Мне же эта картинка представляется немножко дебильной фантастической. И те же самые события мне представляется гораздо более целесообразным умосозерцать в виде другой схемы, без парадоксов и внезапных метаморфоз.

 

 

oy_kto_eto: (гертруда)
В столице наступила жара.
Начинаю скучать по зиме, несмотря на черешни по две с половиной евро.
Сад не сегодня-завтра разразится пионами.
К нам ходит бороться с Марусей новенький соседский котик, компактный, молодой, гладкий и самоуверенный. Потрясающего окраса. Фон - ровной безупречной масти соли-с-перцем, текстура ежа, только мельче на порядок, и по ней широкие полосы огненно-рыжие с черным. Из таких, у кого хвост все время в поиске, энергичный такой хвост. Погладить дался, взяла на руки пузо почесать -  он вдруг разинул пасть и зашипел невероятно громко и страшно, и глазами вот этак! но при этом никакого рукоприкладства. Европеец. Окей, окей, спускаю на травку, всё поняла.

Однако к делу.  Нумер первый.

ещё семь )


oy_kto_eto: (Default)
Очень люблю я книжечки старой, той ещё, Розовой библиотеки.

Особенно графиню Ростопчину-де-Сегюр с картинками Горация Кастелли.

Кстати, эта дама имеет самое прямое отношение к рождению самой антрепризы Розовой библиотеки. Ее муж был шефом железнодорожной мафии, и вот однажды ехали они втроем, граф де Сегюр, великий издатель Луи Ашетт и Император Наполеон
III, по железке, культурно выпивали и беседовали. Де Сегюр меж делом обмолвился, что вот, мол, баба у него русская, креативная, рассказки для внуков сочиняет. Собеседники мигом протрезвели сказали – ээ! И в 1855 году была запущена мощнейшая монополия с заоблачными по тем временам тиражами, книжки эти были в каждом доме, как Библия. Кастелли со своими картинками влился в предприятие и сделался так же неотделим от него, как розовый перкалевый переплет и формат 18 на 12 см.

(погуглила годы жизни Кастелли – о как! Практически точный сверстник и современник Достоевского, 1825-1889).
Сам ФМД в детстве читал графиню ещё без картинок, но вот у детей его такие книжки были наверняка.
Они были недорогие, демократические, поэтому сами видите, в каком они теперь состоянии. Бумага желтеет в дрова, и хрупкость ея становится опасной. Но все равно его (Кастелли) не брошу, потому что он хороший.




Read more... )
oy_kto_eto: (естьженщиныврусскихселеньях)

Картинками меня обеспечили две френдессы из двух разных епархий, если захотят, дам и ссылку.



Прежде чем заглянуть под кат, проверь себя, дорогой френд, читатель и прохожий!
Вздрогнешь ли ты при виде этого яйца, как я вздрогнула?
Пронесется ли перед твоим мысленным взором топор и плаха, виселица и обложенный соломой сруб? Или надо что-то дополнительно объяснять?


oy_kto_eto: (стейнленкошка)
Вот, дети (дети сейчас в гостях у меня, поэтому я редко вылезаю из кухни в ЖЖ) с Блошки принесли.



Это так называемая эпинальская картинка, или эпинальский лубок.

Из города Эпиналь , который ещё до крещения Руси обзавелся знатным монастырем, а с конца 18 в. развернул мощный, как Софрино, бизнес по обеспечению франкофонной европы дешевыми картиночками, раскрашенными вручную. «Эпинальская картинка» по-французски до сих пор означает «лубок» - во всех смыслах: сюжет, стиль, дешевизна, наив, партийная линия.  

Эта первая и более старая, на 18 в. тянет – Божья Матерь Избавления, нечто вроде нашей Всех скорбящих. Согласно текстам (две длинные песенки и одна краткая молитовка), избавление полагалось в особенности и в частности морякам и прочим водоплавающим.



oy_kto_eto: (Default)
На днях монахиня, более тридцати лет отслужившая в Африке (акушеркой в том числе), рассказывала мне о языке киньяруанда, которым ей пришлось там овладеть –

- У них, - говорит, - такой богатый этот язык! Столько пословиц и поговорок! Вы себе не можете вообразить, бывает, люди полчаса беседуют – и только одними пословицами!



- У нас русский язык тоже очень богатый, - чуть было не сказала я сгоряча.

Но вовремя схватила себя за язык.
oy_kto_eto: (подозреваю худшее)

«Считаю, что представленный проект может нанести серьезный ущерб пастырской и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в частности в диаспоре. На суд церковной общественности представлен сырой текст, содержащий множество сомнительных выводов и к тому же многочисленные стилистические погрешности.»

 

Интересный отзыв с самого верху. И уже там ажно целых два камента к нему.

Сказано вроде много, и вроде правильно-правильно, особенно про синтаксис и хроматику, бгг (вообще-то по большому счету Вл. Илариону просто невместно бы брать в руки такие документы, такие документы невместно в руки брать вообще никаким грамотным людям, «сырость» их, то есть расползающаяся логическая беспомощность и затхлая безграмотность таковы, что их бы надо просто в помойку сразу, заткнув нос. Но других-то документов нету, вот Владыка не побрезговал, и я тоже не стану носа воротить) – сказано много,

Но почему-то так и не сказано главного и очень простого.

1. Не сказано, что, в сущности, список разрешенных/запретных профессий должен быть одним и тем же для духовенства и мирян. Нет профессий, пачкающих одно только духовенство (но безвредных для прочих христиан), будь то с нравственной стороны или с мистической.

2. Не названы прямо и отчетливо причины, по которым профессия может быть квалифицирована как запретная, и не сказано, что эти причины непременно следует назвать. А без того, прошу прощения, замаешься галочки расставлять в (часто переиздаваемых к тому ж) справочниках-классификаторах, особенно в «более чем в 60 странах мира», где МП РПЦ имеет сейчас присутствие. 

3. И самое главное – есть у меня подозреньице, почему причины так и не названы.

 


oy_kto_eto: (Default)
В посте про Бруно и Магду обещала сводить вас в свой стихийно складывающийся музэй ар-деко, или, как тут у нас чаще говорят, "стиля меж двух войн".

Стихийно складывающийся - это значит, что экспонаты принципиально подобраны на помойке или куплены за рупь за двадцать или остались нам в наследство от прежних хозяев Дома-музэя, заселенного, напоминаю, 29 июля 1914 года.

Потому что я эту эпоху, собственно, не люблю и даже боюсь, но считаю своим культурным долгом спасать (временно спасать, ага) ея обломки, которые иначе погибли бы.

То есть тут не будет шедевров мирового значения, экспозиция составлена из вещей общедоступных, средне- и мелкобуржуазных. Но и таковые тоже говорят о времени и о себе!
Итак,

Вот такая удачная хлебница на исключительно стильном салфете ручной работы.


сходить в музэй )
oy_kto_eto: (естьженщиныврусскихселеньях)

Увидела у френда (но вы туда не особенно торопитесь идти, там совсем не о том) картинку, вдруг поразившую меня. Не живописью (живопись тут обычная передвижническая тоска зеленая), но иконографией своей.

 

Хотела про нее запостить небольшое сочинение, но остановилась и решила сначала когтеточку устроить.  

Итак, перед нами картинка, изображающая торжественную встречу и сплошь до отказа набитая феноменами карго-культа. То есть плохо понятыми, чужими, часто и изуродованным ошметками более высокоразвитых культур. Культурный смысл которых размыт, усвоен поверхностно, и в отдельных случаях даже «вторично» утрачен - уже после вот этого поверхностного усвоения.

Вопрос – где на картинке единственный аутентичный культурный объект, среди всей забористой каши объектов и феноменов карго-культовых?

Ответы временно прячутся.

oy_kto_eto: (гертруда)

 (окончание вчерашних комментариев к возражениям, извините, я подрядилась, выполняю до конца).

Пускаю сразу возражения (болдом), перемежаемые моими комментариями неболдом.


И это второе главное возражение. Очевидно, что приходская богослужебная жизнь построена с учетом духовных запросов и потребностей как тех, кто имет возможность посещать службы часто, так и тех, кто такой возможности не имеет. Прихожанин, посетивший вечернюю службу 12 Евангелий, в пятницу утром, извините, на работу идет. И не может услышать Евангелие на Часах Пятка или Вечерни Великой Субботы, совершаемой как правило днем. Но кто-то, наоборот, вечером в Великий Четверг пришел с работы такой разбитый, что сил на вечернюю службу у него не было и потому в Великую Субботу он может услышать все основное, что не удалось услышать ранее. Батюшки-то не для себя любимых только служат, но для людей! ( Другая тема, почему служат на незнакомом для этих людей языке.)

- Это понятно, что для людей. Но как быть с теми людьми, которые грамоте обучены и НЗ в личное пользование приобрели? Со времен Гутенберга таких становится все больше и больше. Они тоже «не могут услышать» иначе как по расписанию? Зачем, зачем делать вид, будто бы чтение вслух остается и сегодня, как тыщу лет назад, единственным способом информации населения? Сегодня не только неофиты, но и вообще никогда не приступавшие ни к каким церковным практикам люди знакомы с Новым Заветом (кап-кап, по строке, по цитатке, оттуда-отсюда) настолько, что даже и для таковых оборот «удастся услышать» звучит смешно. Для нас же, для людей со стажем церковных практик, храмовое чтение Писания давно превратилось в 1) торжественно-символический акт, 2)напоминание знаемого практически наизусть и 3) приглашение ещё раз задуматься над.  И если пункт первый действительно круче обставлен в храме, то пункт второй легко достижим и без храма, а третий именно в храме-то и блокируется. О себе самой я могу сказать, что 90%, так сказать, актов услышания Слова посетили меня как раз за чтением, а не за слушанием в храме.

Проще говоря, актуален сейчас только пункт первый. Т.е., если посмотреть правде в глаза, - не богослужение является инструментом донесения Слова в массы, а Слово является сырьем для поддержания богослужения.


Последнее возражение - общего характера, даже онтологического, тэксказть.
Почему мозг современного верующего образованного человека повернут так, что ему непременно надо что-то в Церкви улучшать?

 

 

oy_kto_eto: (естьженщиныврусскихселеньях)

Подрядилась написать развернутый комментарий, который даже в рамки одного постинга не влезет. Поэтому ссылок никаких сейчас давать не буду, а дам тогда, когда допишу всё.

Любимый френд нашел в ФБ от игумена Петра Мещеринова такое:


"Раньше я был большим энтузиастом уставных служб и ставил знак равенства между богообщением и таким вот богослужением (я не имею в виду Таинство Евхаристии). Но четверть века клиросного пения и чтения приводит меня (благодаренье Богу!) к другим выводам. Послушайте. Ну это невозможно. Сказать, что это избыточно, «перебор» – ничего не сказать. На самом деле это подмена живой жизни с Богом проговариванием текстов, текстов, текстов... читаем, поём, настраиваем себя, что – вот самое главное и необходимое в христианской жизни, ничего не может быть выше, нужнее, важнее... читаем, читаем, произносим, декламируем, пропеваем слова, слова, слова, святые, так себе, высокие, бездарные, опять высокие, опять бездарные... И это касается не только гимнографии. Невозможно четыре раза читать одно и то же даже Евангелие, ну это слишком, ну дайте же помолчать уже, просто подумать, сосредоточиться в тишине... Нет, читай, читай, читай, ещё раз евангельский отрывок, и ещё раз тот же самый, а теперь ещё тот же самый на Часах, а теперь в составном Евангелии на Вечерне, а ещё Великой Субботой вобьём гвоздь пятнадцатью паремиями, а потом тут же начнём читать Деяния Апостолов, чтобы не умолкать ни на секунду... Это я только про уставные службы. А ещё непонятный язык (и хорошо, что непонятный, а то всё очень быстро бы обнаружилось), а ещё всякие неуставные штучки, типа концертного пения «Ангел вопияше» на литургии Великой Субботы и вообще всего этого спектакля с иконой Воскресения и переодеванием, чего и следа нет в Уставе... Это всё гораздо серьёзнее, чем просто богослужебная архаичность или «наши традиции». Это – многокилометровая преграда между современным человеком и Живым Христом. Это подмена подлинной внутренней жизни во Христе внешней эстетикой, причём на 80% - не весьма высокого и качества (ах, как нам нравится служба Великой Субботы! какие паремии!
etc. – особенно учитывая то, что паремии изначально читались, чтобы заполнить время совершавшегося в тот момент крещения, а если никого не крестили, их и не читали)..." 

- и написал, что об этом думает.
Вот его, френда, возражения, часть первая.


«У меня приблизительно такой же опыт (по продолжительности и интенсивности) чтения на клиросе и участия в службах Страстной седмицы и Пасхи поэтому я могу возразить на равных.
Возражений, по большому счету, три.

1.Первое - аскетическое. Многократное повторение молитв, чтения, мантры (даже мантры!) входит во все (!) аскетические практики. Ну что делать, если человек не бесплотный дух, а и плоть тоже. Связан нейро-гуморальными цепями. Единственный способ растянуть эти цепи на достаточную длину, чтобы дотянуться до миски с духовной пищей - это многократное, долговременное повторение одних и тех же смысловых импульсов, смысловых форм, смысловых конструктов. Православие замечательно тем, что имеет многообразие этих самых импульсов, форм, конструктов. Православная аскетическая практика щадит наш мозг, как продвинутые тренеры в спорте щадят мышцы и связки спортсменов, зная, что нагрузка на опорно-двигательный аппарат должна быть гибкой, разнообразной, чередующейся с отдыхом. Поэтому в православном богослужений чтение Cвященного Писания разбавляется чтением гораздо менее интеллектуально и духовно концентрированных средневековых стихир, которые в свою очередь сменяются пением, а последнее - монотонным чтением предначинательных молитв.
Отдельный вопрос - это психический механизм действия этих повторений. Мне кажется, что таким образом происходит погашение внутреннего диалога,
  снижение внутренней деятельности самоотражающего, самолюбующегося "Я", которые (погашение и снижение), в свою очередь непременное условие диалога с Богом, а вернее, начало просто слышания Бога, Которого мы не слышим исключительно из-за непрестанного, сумасшедшего просто, истеричного, глупого, пошлого бубнения этого "Я". "Просто помолчать, подумать, сосредоточиться в тишине" не получится, если не укротить этот внутренний диалог, не распознать его суетность, пустоту, имитацию истинной жизни духа. 25 лет обыкновенной, не отшельнической, не аскетической жизни и практики - слишком малый срок, чтобы достигнуть состояния неложной внутренней тишины, мира, целостности, когда можно уже отменить упражнения, с помощью которых это состояние было достигнуто. Конечно, может о. Петр и за 25 лет достиг этого совершенства, но служба в Церкви правится не только и не столько для совершенных, а, главным образом, для только начинающих подозревать, что такое совершенство существует и к нему необходимо стремиться».
 

А вот


oy_kto_eto: (русский авангард)

А между прочим, на Светлой седмице, мож, даже и вот прямо на Великдень, у вас в России произошла (должна была произойти, обещалась) любопытная акция, я как искусствовед про такое впервые слышу. Один батюшка обещался спалить иконостас синим пламенем. Иконостас новенький, ненадёванный. Кистей протодиакона Алексея Трунина из Всехскорбященской ц. на Ордынке.

Вот здесь можно узнать леденящие кровь подробности .

 

Каменты там тоже красы ослепительной. Пещерное, абырвалгическое косноязычие.  В моё время сопливые ДХШтики профессиональней и, главное, консенсусней (единомысленней, взаимопонимательней) судили о живописи, чем эти, гм, взрослые ценители священного образа. Всё, всё стоптали под ноги «богословы иконы», всё выжгли каленым железом сгноили за отчетные четверть века – и вкус, и способность к суждению, и навыки связного мышления, и самый даже язык (язык всегда таков, как то, о чём на нем говорят).

Тамошние орфография и пунктуация отдельных похвал заслуживают а ведь эти люди наверняка и ещё одним по крайней мере языком владеют, ЦСЯ.

 

 

oy_kto_eto: (гертруда)
И спасибо всем-всем, не забывшим про мое пришедшееся на Великий Пяток 53-летие, которое я демонстративно не праздновала.
(Даже Мария Египетская в тот же день не особенно праздновала, куда уж мне!)



С ритуальным православием - в той части, которая непосредственно зависит от моих рук - как всегда, порядочек )
oy_kto_eto: (естьженщиныврусскихселеньях)

Глава «Цивилизация» из по-прежнему горячо рекомендуемого Гилярова-Платонова – вся сплошь, собственно, об одном.

О душераздирающих попытках русского духовенства последней трети 19 в. допрыгнуть в быту и жизненном укладе до современного и соотечественного ему образованного класса.

 

О первые стулья в доме (вместо скамей по периметру), о первые обои в горни..., пардон, в зале!

О рукомойник не снаружи на крыльце, а внутри на кухне!

О первый салоп (вместо нагольного тулупа) у сестры, о единственные на весь класс духовного училища брюки (у автора мемуаров), о сапоги городского фасона!

О впервые отведанные в возрасте 13-14 лет les côtelettes и les biscuits, и сыр, сыр!

О рассказы сподобившейся побывать в Москве сестры о театре! Настолько подробные и с таким горячим вниманием ловимые, что, когда настало время и для самого Г.-П. переступить порг храма муз, он уж не потерялся и не сбился – всё оказалось так, как изобразила юная поповна.

О табу на простонародные наименования привычных вещей, о зала (бывш. горница), кухня (бывш. топлюшка), на простонародные обороты речи, простонародные песни!

О жадно впитываемая информация о быте дворян – добываемая отовсюду, от любого «контактера», будь то допущенный на праздник в гостиную клирик или бывшая горничная девка!

 

Profile

oy_kto_eto: (Default)
oy_kto_eto

July 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
910 11 12131415
1617 181920 2122
23 2425 26272829
3031     

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2017 08:37 am
Powered by Dreamwidth Studios