oy_kto_eto: (софонисба)
[personal profile] oy_kto_eto

Очень милая подборочка этюдов времен оттепели и застоя, и с очень справедливым замечанием, что  - «культура этой живописи сегодня не то чтобы утрачена. Изменилось её предназначение, задачи. Извлечённая из сугубо индивидуального, интимного процесса творчества, она по преимуществу превратилась в товар со всеми вытекающими для этого жанра последствиями. Эффектна, но не греет - так можно сказать о большинстве вполне мастеровитых работах современных художников, эксплуатирующих этот жанр».


Я бы добавила, что «культура этой живописи» есть не что иное как дух раннего, честного ещё, импрессионизма. Того западноевропейского импрессионизма 70-х , в смысле 1870-х, когда он ещё не задембелевал и не оторвался от предмета изображения в пользу отвлеченных игр цвета и текстуры.

 

В России ведь своего импрессионизма не случилось, не получилось. Импрессионизм – дитя очень зрелого, перезрелого даже, академизма, когда вся художественная культура в целом (а не только отдельные гении) уже привычно работает в режиме предельного, почти фотографического сходства с натурой сетчаточным образом. Отчего и возникает желание по-иному расставить выразительные акценты.

В России не было такой пресыщенности высоким академизмом, потому что академизму-то была без году неделя. Потому что в Императорскую АХ в 1870-е годы  все ещё поступали выходцы из провинциальных богомазов. И их, по свидетельству бывшего провинциального богомаза Ильи Репина, брали охотно – ценили средневековую твердость руки и средневековое целостное видение картинки.

Т.е. в ту пору, когда магистральная стилистика христианского мира переживала импрессионистический соблазн, в России ещё не набралось того субстрата, на котором импрессионизм может произрасти. А наоборот – был огромный, свежий, горячий интерес к сюжету, к литературе-литературщине, к возможности пересказать в виде картиночки любой анекдот. В Европе эта возможность уже приелась, а в России – только что открылась.

И благополучно катила-прокатывала... ещё почти сто лет! Благо и до революции публике нравился бытовой и социально-политический анекдот, и после революции государственный феодализм обеими руками благословлял нарративно-академическую живопись.  Под удобной этикеточкой соцреалистического метода и при условии выбора правильных сюжетцев.

Усталость от нарратива и литературщины, вместе с усталостью от «живоподобия», накопилась только к оттепели. И вот тут он грянул, не заимствованный, а естественный, выстраданный, тксказать, русский импрессионизм.  И держался поразительно долго. Надо полагать, как раз оттого, что его несколько душили сверху. Хочу сказать – во весь этот период сюжетная картина, только и именно сюжетная картина, верная соцреалистическому методу, по умолчанию продолжала считаться полноценным продуктом деятельности художника. А этюды продолжали считаться только сырьем для картины.


new191b

Всеволод Баженов (1908-1986). В горах Алтая. 1953


pos48b

Таисия Афонина (1913-1994). Тучков мост. 1954


sk13b

Дмитрий Обозненко (1930-2002). Зимка. 1955


new311b

Валентина Монахова (1932-2016). Восточный двор. 1956


geo33b

Алексей Ерёмин (1918-1998). Берег реки. 1956


nov36b

Александр Соколов (1918-1973). Мальчик. 1952


per04b

Анатолий Васильев (1917-1994). Станция Байкал. У причала. 1961


sk9b

Михаил Труфанов (1921-1988). Сталевар. 1957


tet28b

Виктор Тетерин (1920-1991). Рабочий паренёк. 1958


nov29b

Пётр Литвинский (1927-2009). Весна в городе. 1961


tim31b

Николай Тимков (1912-1993). Поле. 1965


aka08b

Майя Копытцева (1925-2005). На купальне. 1954


new278b

Михаил Канеев (1923-1983). Псков. 1979


alb21b

Пётр Альберти (1913-1994). Студенты. 1962


new383b

Николай Баскаков (1918-1993). Стамбул. 1968


nab27b

Владимир Овчинников (1911-1978). Вечер на Днепре. 1956


nab47b

Александр Семёнов (1922-1984). На Кировском проспекте. 1965

Вот эта живительная презумпция  и не дала скатиться русскому оттепельному импрессионизму в ту тьму внешнюю колористических игрушек-для-себя, куда с такой скоростью ухнул импрессионизм французский. Ведь цвет, доминирующий над формой, подавляющий её собою, вскоре с неотвратимой закономерностью теряет и самое себя. Ведь какую-то форму цветовые пятна всё равно должны иметь!.. «Освобождённые» в той или иной степени от диктата формы изображаемых предметов, цветовые пятна автоматически подпадают под диктат... текстуры, механический и безликий. Свободы больше – а вкус у этой свободы уж не тот. Что за радость изощряться, играя цветными бирюльками, когда все они равно позволены, когда у игры почти нет правил, когда всякое решение задачи заранее считается удачным и начинаешь спрашивать себя – а была ли задача?

Все эти прелестные живые куски живого пленэра (напоминаю, plein air буквально означает «полный воздух») потому так и хороши, что целятся в конечном счете в картину, но сами картинами не являются. Художники красили эти картинки для себя, в качестве заметок и раздумий, не долизывая их до выставочно-салонной кондиции.

Не концептуализируя свой импрессионизм. Делая картинки не ради импрессионизма, а ради объекта изображения.

Оттого эти картинки и живые.

А когда необходимость доводить замысел – через эскизы, этюды, через отбор и отбраковку – до Картины, когда необходимость эта отпала, вышла из моды, и этюд приобрел самоценность, и сам-в-себе сделался картиной – тут-то русский импрессионизм  и покатился по знакомым рельсам, уже накатанным Западом.  Как сказано в исходном постинге – русская импрессионистическая манера «превратилась в товар со всеми вытекающими для этого жанра последствиями. Эффектна, но не греет».

 

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

oy_kto_eto: (Default)
oy_kto_eto

July 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
910 11 12131415
1617 181920 2122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2017 08:47 am
Powered by Dreamwidth Studios